Ключевые слова конспекта: страна ариев, Иран, иранские арии, маздеизм — древняя религия персов, Ахура-Мазда, Ийма, Митра, зороастризм, Зороастр (Заратуштра), государственная религия персов.
С древних времен Персию называли «страной ариев» или Иран («держава ариев» = древнеиранское airyanam dahyunam, или «государство ариев» = древнеперсидское Aryānam Xšaθram). Предки иранцев, как и белых индийцев, пришли на эти земли с севера, их прародиной были земли нынешней южной части России, от Причерноморья до Урала. Персией Иран назвали греки, а за ними это название закрепилось и у других народов.
Генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции. Две линии ариев — иранские и гангские (индоарии) — имели одинаковый пантеон, но боги у них имели разные моральные оценки. Оба народа были знакомы с двумя противостоявшими друг другу классами божественных сил: у иранцев это были ахура и дэвы, у индоариев — дева и асуры. При этом весьма показательно, что первая группа божеств считалась благой, а вторая вредоносной. Главой группы дэвов (дева) был один и тот же Индра. Но у индоариев он был великим и почитаемым богом, а у иранцев — злокозненным демоном. В древнем Иране именно это жесткое противостояние стало основой основ всех генеральных религиозных конструкций. Картина мира здесь строилась на фоне противопоставления сил Света, воплощенных в этическом законе Арта и олицетворенных великим Ахура-Маздой (греч. Ормузд); и сил Тьмы и Зла, воплощенных в лжи и олицетворенных Ангро-Майнью (Ариманом). Именно такой тип противостояния будет свойственен затем иудео-христианству.
Ахура-Мазда («Владыка справедливости») — верховное божество, Творец Вселенной. Он сотворил первого человека по имени Ийма (у индийцев — Яма), которому велел заниматься земледелием и скотоводством, выращивать растения, животных, птиц и, главное, творить добро. Все было бы хорошо, да возгордился Йима, перестал слушаться Ахура-Мазду; начал употреблять в пищу мясо священных быков. В наказание Йиму изгнали из райских мест, а все люди лишились бессмертия. Именно после этого закончился золотой век идиллии и началась эпоха борьбы Добра и Зла. Тексты Авесты упоминают о том, что Ахура-Мазда как-то предупредил Йиму, что миру может грозить гибель от наводнений. А также что ему надлежит построить крепость, в которую следовало бы поместить и тем самым спасти от гибели по паре каждой породы всех животных и птиц, а также все виды растений.
У Ахура-Мазды был посредник в общении с людьми — Митра, бог-просветитель, он организовал людей в государство. Позже его стали называть богом согласия и договора, богом солнца и покровителем воинов. Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура Анахита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери Ахура-Мазды.
Глава мира дэвов Ариман был вначале, видимо, сравнительно мало значившей фигурой маздеистского пантеона. Тем более, что с миром дэвов, как упоминалось, ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев.
Маздеизм был жреческой религией. Но персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышении или на холмах и на них совершали жертвоприношения.
Зороастризм — одна из древнейших пророческих религий, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура-Мазды. Зороастр — личность легендарная, хотя многие исследователи признают его реально существовавшим деятелем (VIII-VII в. до н. э.). Нет сомнений относительно того, что у индоиранцев был реформатор их религии. Зороастр, по преданию, был «осенен» истинной верой в 30-летнем возрасте. Однажды он пошел к реке за водой для приготовления священного напитка хаомы. Когда он возвратился, перед ним возникло видение: он узрел сияющее существо Boxy-Мана («Благой помысел»), который и привел его к богу Ахура-Мазде.
Реформы Зороастра состояли в резком возвеличении Ахура-Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и резком противопоставлении ему злобного Ангро-Майнью. Всем древним божественным силам придавался явственный этический акцент вплоть до превращения их в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра или соответственно Зла.
В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка — человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм — это первая доктрина, принадлежащая к принципиально новому типу религий — к религиям основателя, пророка. Такими религиями затем выступят все авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам.
Зороастра учил: все сущее делится на мир света и добра, царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса как на земле, так и вне ее. Он обращался к человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью.
Далеко не случайно в гимнах восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что все зависит от самих людей; которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Принципиально важно отметить, что в этом наблюдается зарождение нового отношения к миру — зависимость спасения от собственных усилий человека. У древних народов бытовала уверенность, что судьба человека была предопределена ему до рождения; это неумолимая воля богов. Так, у фаталистичных греков — мойры, названные римлянами парками, ткут судьбу смертных.
Зороастризм стал государственной религией персов при Гистаспе (Виштаспа), отце персидского царя Дария I.
Ныне зороастризм придает большое значение ритуалам и церемониям. Главная цель обрядов — борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов. Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, так как огонь — образ бога на земле.
Это конспект по теме «Древняя религия персов». Выберите дальнейшие действия:
1 Комментарий
Спасибо