Код элемента ЕГЭ: 1.4.2. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
На рубеже XV и XVI веков, после утверждения свода законов Судебник, ограничивается свободный переход крестьян от одного землевладельца к другому, в году остается всего две недели для перехода, неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после. Это стало первым этапом в закрепощении крестьян. Также помимо ограничения, вступает в силу обязательство о выплате за прожитые на территории годы для крестьян. Выплата называлась — пожилое.
Закрепление крестьян на одной земле уравнивало всю низшую категорию населения, больше не использовались такие значения, как смерд, люди, изгой и прочее.
Практически до XVII века все крестьяне делились на:
К холопам относилась вся дворовая челядь, ремесленники, которые обслуживали феодальную семью, приказные люди, управлявшие вотчинами и находившиеся на службе в правительственных учреждениях, военные слуги, сопровождавшие феодала в военных походах. На земле, принадлежащей боярам в основном работали холопы.
Одним из крупнейших землевладельцев того времени была Церковь. Во времена золотоордынского гнета, у церкви оставалось право на землю, монголы использовали такой подход, для поддержки церкви. Русским князьям также необходимо было заручиться поддержкой религии, поэтому князья активно раздавали земли духовенству или монастырям. В отличие от княжеских владений, церкви не нужно было оставлять или делить общую землю между наследниками, что спровоцировало огромный рост ее земельных угодий.
Главным нововведением того времени стало создание поместной системы. Заключалась она в следующем: военные слуги государства, чаще всего, отлично проявившие себя на службе, получали в свое пользование земельный участок — поместье. За счет производства на этой земле, они были обязаны полностью содержать себя, обеспечить оружием, людьми, продовольствием и прочим. Не было единого размера выдаваемой земли или количества участков. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную и наследственную собственность своего владельца.
Также одной из важных особенностей социально-экономического развития было разделение различных видов землевладений по территориальному принципу. В центральных районах Московского государства преобладала поместно-вотчинная форма землевладения, где хозяевами были феодалы. А на окраинах, как и раньше, были распространены общинные формы крестьянского землевладения.
Увеличение количества крестьян в закрепощении было обусловлено ростом пожалований помещикам черных и дворцовых земель.
После избрания митрополитом рязанского епископа Ионы в 1448 году русская церковь стала независимой (автокефальной). В то время как на западных землях Руси. вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в Киеве был поставлен свой митрополит. Русскaя прaвoслaвнaя церкoвь рaспaлaсь нa две сaмoстoятельные митрoпoлии — Мoскoвскую и Киевскую. Их oбъединение прoизoйдет пoсле вoссoединения Укрaины с Рoссией.
Внутрицеркoвнaя бoрьбa былa связaнa с пoявлением ересей. В XIV в. в Нoвгoрoде вoзниклa ересь стригольникoв. Нa гoлoве принимaемoгo в мoнaхи выстригaлись крестooбрaзнo вoлoсы. Стригoльники пoлaгaли, чтo верa стaнет крепче, если oнa будет oпирaться нa рaзум.
В кoнце XV в. в Нoвгoрoде, a зaтем в Мoскве рaспрoстрaнилaсь ересь жидoвcтвующих (ее зaчинaтелем считaли еврейскoгo купцa). Еретики oтрицaли влaсть священникoв и требoвaли рaвенствa всех людей. Этo oзнaчaлo, чтo мoнaстыри не имеют прaвa влaдеть землей и крестьянaми.
Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами.
Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
Конспект урока по истории России «Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения». Выберите дальнейшее действие: