Конспект "Культура России в XVIII - начале XIX вв." - УчительPRO

«Культура России в XVIII — начале XIX вв.»

Факторы, оказавшие влияние на развитие русской культуры в первой половине XIX в.:

  • рост национального самосознания русского народа под влиянием событий Отечественной войны 1812 г.
  • усиление интереса к общественным наукам и отечественной истории;
  • развитие общественной мысли;
  • вовлечение в сферу культуры представителей различных социальных слоёв;
  • цензурная политика правительства, особенно в Николаевскую эпоху, не допускавшая распространения в печати оппозиционных и передовых идей.

ОБРАЗОВАНИЕ

В ходе реформы системы образования 1802—1804 гг. создана централизованная система государственной общеобразовательной школы, основанная на принципах всесословности, бесплатного обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ разных ступеней образования.

Университетский устав 1804 г. давал вузам широкую автономию в вопросах внутренней жизни (отменена при Николае I согласно уставу 1835 г.). Открыты новые университеты в Дерпте (1802 г.), Казани (1804 г.), Харькове (1804 г.) и Варшаве (1816 г., закрыт после польского восстания 1830 г.).

ЖУРНАЛИСТИКА

Увеличилось число периодических изданий, начала выходить первая провинциальная газета «Казанские ведомости» (1811 — 1821 гг.), с 1838 г. — «Губернские ведомости» во всех губерниях империи.

Появляются новые журналы:

  • «Вестник Европы», основан в 1802 г. Н. М. Карамзиным;
  • «Москвитянин», выходил под редакцией М. П. Погодина в 1841 — 1856 гг.;
  • «Московский телеграф» Н. А. Полевого (1825—1834 гг.);
  • «Современник», основан А. С. Пушкиным в 1836 г.;
  • «Отечественные записки» (1818—1884 гг.), издателями в разное время были А. А. Краевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н, А. Некрасов, Г. 3. Елисеев.

ЛИТЕРАТУРА

Литературный процесс XVIII — первой половины XIX в. отличается богатством стилей и художественных направлений.

Классицизм предполагал единство места, времени и действия, чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных. Представители этого стиля в литературе — Г. Р. Державин, ранний Н. М. Карамзин и др. В 1820-х гг. данное направление переживает кризис.

Сентиментализм основывался на эмоциональной насыщенности литературных произведений, чрезмерной чувственности, обращении к душе человека, его отношениям с природой и другими людьми. Представители сентиментализма — поздний Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин и др.

Для романтизма характерно выступление против нивелирования личности, жажда совершенства, гражданской независимости. В балладах и думах В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, ранних произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова воспевались народные герои, борцы за свободу.

Для реализма характерно правдивое, объективное отражение действительности. Представители реализма — А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. В. Гоголь и др.

АРХИТЕКТУРА

В архитектуре господствующим стилем в первой половине XIX в. был классицизм, ориентировавшийся на образцы античной архитектуры. Выдающимися российскими архитекторами были К. И. Росси (Елагинский дворец, ансамбль Михайловского дворца, здания Главного штаба, Александрийского театра, Синода, Сената в Петербурге), А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), Тома де Томон (здание Биржи), А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), О. Р. де Монферран (Александрийский столп на Дворцовой площади и Исаакиевский собор в Петербурге), О. И. Бове (реконструкция Москвы после пожара 1812 г.), К. А, Тон (Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Представители классицизма создавали произведения прежде всего в историко-мифологическом жанре:

  • «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова;
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова;
  • памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому И. П. Мартоса;
  • памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором работы Б. И. Орловского.

В стиле романтизма были написаны прижизненные портреты А. С. Пушкина художников О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, воздвигнута скульптурная группа «Укротители коней» П. К. Клодта на Аничковом мосту.

В изобразительном искусстве появляется и набирает силу реализм: «Утро помещицы» А. Г. Венецианова, «Свежий кавалер», «Сватовство майора» и другие картины П. А. Федотова, памятник И. А. Крылову П. К. Клодта.

МУЗЫКА И ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В первой половине XIX в. сформировались русский национальный профессиональный театр и национальное классическое музыкальное искусство. Выдающимися актёрами того времени были А. Е. Мартынов, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов. Основоположником русской оперы стал М. И. Глинка (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»),

 


Конспект урока по Истории России «Культура России в XVIII — начале XIX вв.».

Следующая тема: «».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *