Портрет занимал главное место в живописи XVIII в.:
• И. Н. Никитин — «Напольный гетман», «Пётр I на смертном ложе».
• А. М. Матвеев — «Автопортрет с женой», портреты Петра I, членов его семьи.
• А. П. Антропов — коронационный портрет Петра III.
• И. П. Аргунов — портрет Екатерины II для Сената.
• Ф. С. Рокотов — парадные портреты И. И. Шувалова, Г. Г. Орлова, Екатерины II, интимные портреты А. П. Струйской, В. А. Обресковой.
• Д. Г. Левицкий — цикл портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, портреты Н. И. Новикова, Д. Дидро.
• В. Л. Боровиковский — портреты семей Лопухиных, Толстых, Гагариных и др.
Исторический жанр:
• А. П. Лосенко — «Владимир перед Рогнедой», «Прощание Гектора с Андромахой».
• Г. И. Угрюмов — «Взятие Казани», «Торжественный въезд Александра Невского в Псков».
Бытовой жанр:
• М. Шибанов — «Празднество свадебного договора», «Крестьянский обед»
• К. П. Брюллов — «Последний день Помпеи», «Всадница» и др.
• А. А. Иванов — «Явление Христа народу».
• О. А. Кипренский — портреты В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.
• В. А. Тропинин — портрет А. С. Пушкина, «Кружевница», «Гитарист».
• П. А. Федотов — основатель критического реализма в живописи — «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер» и др.
— Ноябрь 1863 г. — 13 выпускников Академии художеств, возглавляемых И. Н. Крамским, отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и покинули Академию.
— 1870 г. — часть из них образовала «Товарищество передвижных художественных выставок» (существовало до 1923 г.), принцип: художник должен откликаться на актуальные общественные проблемы.
Художники «передвижники»
• И. Н. Крамской — «Христос в пустыни».
• Н. Н. Ге — «Пётр I допрашивает царевича Алексея».
• В. Г. Перов — «Тройка», «Чаепитие в Мытищах».
• В. Е. Маковский — «Дети, бегущие от грозы».
• В. И. Суриков — «Покорение Ермаком Сибири», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Переход Суворова через Альпы».
• А. К. Саврасов — «Грачи прилетели».
• И. И. Шишкин — «Утро в сосновом лесу», «Рожь».
• А. И. Куинджи — «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща».
• И. И. Левитан — «Золотая осень», «Над вечным покоем».
• В. М. Васнецов — «Богатыри», «Алёнушка», «После побоища».
• И. Е. Репин:
— современная российская действительность («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»);
— революционное движение («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Неждали»);
— исторический жанр («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому сул¬
тану»);
— портреты (В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, Л. Н. Толстого, П. А. Стрепетовой и др.).
• И. К. Айвазовский — «Девятый вал», «Чёрное море».
• В.В. Верещагин — «На Шипке всё спокойно», «Апофеоз войны»
Реализм:
• И. Е. Репин — «Заседание Государственного совета», портреты П. А. Столыпина, В. Г. Короленко и др.
• В. А. Серов — портреты современников — артистов, писателей, врачей: М. Н. Ермоловой, А. М. Горького, И. А. Морозова и др.
Модернизм:
• М.А. Врубель — фантазия соединена с реальностью, многие сюжеты откровенно фантастичны — «Демон», «Демон поверженный», «Пан», «Царевна-лебедь».
• 1898-1924 гг. — общество «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и др.), принцип — «искусство для искусства»: уход от реальной жизни, акцент на фантастический вымысел, символику, недосказанность, воспевание красоты, изысканности и утончённости прежних эпох, особенно XVIII в.
Авангардизм (от фр. avant — впереди и garde — стража), принципы: внешняя беспредметность искусства, новые колорит и формы:
• 1907 г. — объединение «Голубая роза» (Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян).
• 1910 г. — объединение «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк).
• 1912 г. — объединение «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич — «Чёрный квадрат»).
Состав объединений был непостоянен: члены одного союза переходили в другие
Конспект урока по Истории России «Духовная жизнь российского общества в XVIII — начале ХХ вв». Выберите дальнейшее действие: