Наука и культура
во второй половине XX века



Одним из факторов, во многом определивших историю современного общества, стала научно-техническая революция (НТР). Достижения науки и техники не только существенно изменили характер производственных процессов, но и кардинально повлияли на всю человеческую жизнь. Новейшие технологии проникли в самые отдаленные уголки планеты, сближая пути развития отдельных стран и народов.

Развитие науки и образования.

Современная НТР началась в индустриально развитых странах мира сразу же после окончания Второй мировой войны. Она предполагала широкое применение в промышленности новейших технологий, их внедрение не только в производственный, но и в управленческий процесс, использование новых видов энергии и материалов. Важнейшей предпосылкой НТР стали научные открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии. Наука превращалась в непосредственную производительную силу.

СССР внес значительный вклад в освоение космического пространства. Именно советский спутник и советский человек были первыми в космосе. Соединенные Штаты Америки также сыграли большую роль в этом грандиозном проекте. В то же время и США, и СССР изучали возможность использования космоса в военных целях и стали запускать спутники-шпионы на околоземную орбиту. Только после окончания «холодной войны» Соединенные Штаты и Россия стали сотрудничать в этой сфере, приступив к разработке совместных космических проектов.

В послевоенный период поразительных успехов достигла медицина: были изобретены новые антибиотики, вакцины, новой областью исследований стала генная инженерия. Но в связи с тем, что инновационные разработки в области медицины были очень дорогостоящими, ими могли воспользоваться только обеспеченные люди.

Основой, на которой строилось западное общество после Второй мировой войны, по-прежнему было образование. Оно стало более доступным для различных слоев населения. В США, например, по закону 1944 г. 2,2 млн ветеранов войны, согласно «Солдатскому биллю», получили право фактически бесплатного обучения в вузах. В 1946 г. ветераны войны составляли 48 % всех студентов. С 1940 по 1960 г. в США в два раза увеличилось число молодых людей, получавших высшее образование.

Во Франции период экономического роста (1945—1974) привел к послевоенному демографическому всплеску. Кроме того, пришедшие к власти социалисты сделали среднее и высшее образование более доступным. В результате уже в 1950-х гг. во Франции началось увеличение количества студентов, вторая волна пришлась на 1987—1990-е гг.

Однако в целом система западного образования состояла из двух частей: элитной, предназначенной для верхушки общества, и неэлитной — для основной массы людей. Более 80 % населения не получало хорошего, классического образования. В связи с деколонизацией и появлением в Европе огромного количества иммигрантов идеи сегрегации в системе университетского образования еще больше актуализировались, как и идеи практической направленности обучения.

Формирование информационного общества.

В 1940-х гг. появились первые компьютеры, а спустя 30 лет — персональные. В 1980-е гг. была создана всемирная сеть — интернет. В систему государственного управления, здравоохранения и образования и иные сферы стали внедряться цифровые технологии. Компьютеризация привела к информационной революции. Новые технологии произвели огромное воздействие на все сферы жизни общества, очень быстро создали так называемый новый — виртуальный — мир.

Таким образом, информационное общество — это стадия в развитии цивилизации, когда средства коммуникации оказывают определяющее влияние на все стороны жизни людей.

Элитарная и массовая культура.

В послевоенный период на Западе сложились две разновидности культуры — элитарная и массовая. Элитарная культура — это закрытая культура для узкого, привилегированного круга людей. Для массовой культуры характерны такие признаки, как упрощенность, зрелищность и доступность. Она ориентирована на развлечение людей и массовое потребление. Ее цель — формирование пассивного, некритически мыслящего члена общества, легко поддающегося контролю и манипулированию.

Неотъемлемыми элементами современной массовой культуры стали лотереи, игровые автоматы, компьютерные игры, кино, телевидение, шоу-бизнес, комиксы, индустрия спорта, глянцевые журналы и т. д.

В 1950—1960-е гг. началась интернационализация, глобализация массовой культуры. Движущей силой этого процесса были США. Английский язык стал основным языком международного общения и образования.

Кинематограф.

В послевоенные годы кино стало самым массовым видом искусства. Мировое лидерство в кинематографе принадлежало Италии, Франции, США.

В итальянском киноискусстве возникло новое прогрессивное направление — неореализм. Фильмы неореалистического направления основывались на документальных фактах. Съемки были натуральными, и, как правило, в них участвовали непрофессиональные исполнители. Итальянский кинематограф подарил ценителям этого искусства выдающихся режиссеров Р. Росселлини, Ф. Феллини, Л. Висконти, М. Антониони, всемирно известными актерами стали М. Мастроянни и С. Лорен.

Французский кинематограф характеризовался разнообразием жанров. Комедийный жанр представлен такими прекрасными актерами, как Л. де Фюнес, Ж. П. Бельмондо, П. Ришар и Бурвиль. Всему миру известны имена французских актеров Ж. Габена, Ж. Маре, А. Жирардо, А. Делона, Ж. Филипа и др.

Самая мощная киноиндустрия была создана в США. Американские фильмы отличались своей масштабностью, поисками новых технических средств. В духе неореалистической традиции были поставлены первые фильмы режиссера С. Кубрика, принесшие ему мировую славу. Одна из самых известных его картин — научно-фантастическая кинолента «2002: Космическая одиссея».

Суперзрелищные ленты в разных жанрах принадлежат С. Спилбергу. А один из самых новаторских фильмов создал в 1970-е гг. Дж. Лукас — фильм-эпопею «Звездные войны». Заслуженным успехом до сих пор пользуется фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» о вьетнамской войне, в котором осуждаются насилие и милитаризм.

Социальные мотивы в художественной литературе и изобразительном искусстве.

Ведущими направлениями литературы второй половины XX в. стали реализм и экзистенциализм.

Крупнейшими представителями реализма были знаменитые американские писатели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй, а также французские писатели старшего поколения А. Жид и Ф. Мориак, получившие в послевоенные годы Нобелевскую премию по литературе. Еще при жизни был причислен к классикам один из самых крупных британских сатириков ХХ в. И. Во, описавший упадок и разрушение колониальной Великобритании. В своих произведениях он язвительно высказывался в отношении американского образа жизни, считая, что у американцев отсутствуют настоящая культура и подлинная духовность. В первое послевоенное десятилетие тема войны и преодоления фашистского прошлого стала главной для немецких писателей-реалистов: Г. Бёлля, Т. Манна, Э. М. Ремарка.

В основе экзистенциализма лежали идеи абсурдности (нелепости и бессмысленности) окружающей действительности, отсутствия смысла и порядка в реальном мире. Наивысшей ценностью для человека экзистенциалисты считали свободу. Ведущую роль в этом литературном направлении играли французы Ж. П. Сартр и А. Камю.

Начался новый этап развития художественной культуры, получивший название постмодернизм. Его характерные особенности — стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры, в рамках одного произведения объединить мотивы и приемы, присущие различным эпохам, регионам и субкультурам.

Для изобразительного искусства после окончания Второй мировой войны были характерны наличие противоречивых тенденций, смена направлений, стилей, школ, поиск новых приемов и материалов, широкий диапазон экспериментов — все это отражало кризисные явления в современном обществе. После войны продолжали творить представители многих авангардистских направлений, возникших еще в довоенный период. Начиная с 1950-х гг. особую популярность приобрел абстракционизм. Крупным его представителем был американский художник Дж. Поллак. Он основал «абстрактный экспрессионизм», для которого характерно хаотическое наложение красок на полотно.

В те же годы большой популярностью на Западе пользовался сюрреализм. Наиболее известным представителем этого направления был испанский художник С. Дали.

Архитектура.

После войны продолжала развиваться органическая архитектура. Получили дальнейшее развитие принципы функционализма, зародившиеся еще в 1920-е гг., когда архитектурная форма определялась практическим назначением сооружения. Известными архитекторами, представляющими это направление, были Ле Корбюзье (Франция), Якобус Оуд (Нидерланды). Пытаясь придать функционализму новое дыхание, некоторые архитекторы стали возводить здания, обнажая их первооснову — коммуникации, систему инженерного оборудования. Самым известным таким сооружением стал Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже.

В середине 1970-х гг. на смену функционализму пришел постмодернизм. Он основывался на контрастном соединении архитектурных форм прошлых веков (античные ордера, готическая устремленность ввысь, декоративность барокко) с элементами функционализма.

 


Конспект урока по всемирной истории «Наука и культура во второй половине XX века». Выберите дальнейшее действие:

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней