Русская православная церковь сыграла важную роль в объединении Руси. Церковь во все времена оставалась единой, глава церкви — митрополит, был религиозным главой всех русских земель. Это способствовало объединению Руси, так как сохранялось духовное единство Руси. Иногда митрополиты и епископы мирили враждующих князей.
Митрополия делилась на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Митрополиты и епископы получали от князей различные подарки и земельные владения. Кроме белого (верховного, руководящего) духовенства стало распространяться и черное духовенство — монахи. А также появилось монастырское землевладение.
Ханы Золотой Орды включили церковь в созданную ими систему управления. Церковь обладала привилегиями, поддерживала власть, проповедуя смирение и покорность золотоордынским ханам.
Крупной политической фигурой был митрополит Петр (1308-1326 гг.), который переехал из Владимира в Москву. А митрополит Алексей (1354-1378 гг.), соединивший в своих руках светскую и духовную власть, способствовал объединению русских земель вокруг Москвы. Огромным духовным авторитетом пользовался основатель Кирилло-Белозерского монастыря игумен Кирилл Белозерский. Еще большим авторитетом пользовался игумен Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры.
В середине XIV в. возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его стал Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), основатель Троицкого монастыря.
В егo oбители был утвержден устав, сoгласнo кoтoрoму мoнахи oтказывались oт всякoй личнoй сoбственнoсти. Аскет, челoвек твердых религиoзных убеждений, Сергий свoим благoчестивым пoведением утверждал нoвый тип церкoвнoгo деятеля, кoтoрый служил живым укoрoм жаднoму и прoдажнoму высшему духoвенству. Автoритет Сергия Радoнежскoгo спoсoбствoвал пoдъему нациoнальнoгo духа в периoд свержения мoнгoлo-татарскoгo ига.
Сергий Радонежский, обладая гигантским авторитетом, примирял князей, добивался их подчинения Дмитрию Донскому. Он же благословил Донского на Куликовскую битву.
В XV веке русская православная церковь стала независимой (автокефальной), освободившись от влияния константинопольского патриарха. Этот шаг еще более укрепил авторитет Москвы. Первым русским автокефальным митрополитом стал рязанский епископ Иона (1390- 1461 гг.). Митрополичья кафедра приобретала национальное значение.
Конспект урока по Истории России «Роль церкви в жизни Руси. Сергий Радонежский».
Следующая тема: «Иван III (1462—1505)».