Раздел ОГЭ по обществознанию: 2.1. Сфера духовной культуры и ее особенности
Слово «культура» в переводе с латыни означает «возделывание, обработка земли». В последующие времена смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов всех их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.
Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.
Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности. Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний. Человек может быть и очень образованным, но бескультурным. И, наоборот, человек, не закончивший никаких университетов, проведший всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным по отношению к другим людям, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе. Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурье и необразованность тесно связаны друг с другом.
Культурность как качество человека невозможно приобрести только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Детей, подобно герою книги Р. Киплинга «Маугли» выросших в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида.
Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обусловленные его особенностями, историей развития. Люди, представляющие разные культуры, по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т. д. Изучая историю завоевания европейцами Нового Света, вы наверняка обратили внимание на то, что у индейцев не был распространен культ золота, вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро. А если посмотреть еще дальше, в глубь веков, вы увидите, что римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, ибо не видели в них никакой ценности. А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали ненужным, никчемным.
Ученые-культурологи выделяют четыре важнейших составляющих элемента культуры. Это прежде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира. Но важно не только дать определение явлениям и предметам окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Третьим элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. И, наконец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
В человеческом обществе исследователи выделяют несколько форм культуры. Во все времена в обществе четко выделялись элитарная, высокая культура, доступная немногим избранным — изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.
Сегодня и элитарная, и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, посещаем просмотры малобюджетных фильмов, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых — сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию.
Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «Ю-Ту» опираются в своем творчестве на старинный ирландский фольклор. Российские музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору.
С появлением средств массовой информации (радио, прессы, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, ток-шоу, концерты сатириков, эстрадные выступления. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.
Часто приходится слышать новость: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер, фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, измеряемые миллионами и десятками миллионов долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это — типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты. Их выступления — шоу — также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть весьма качественный продукт массовой культуры, добротный, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.
Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах, приобретать современные аранжировки. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое произведение культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.
В современном мире ученые выделяют и еще одну форму культуры — экранную (культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.
Кроме того, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и образом поведения.
Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему как к члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.
Другим часто встречающимся словом является «цивилизация». Иногда она отождествляется с культурой, иногда противопоставляется ей. История рождения этого понятия насчитывает несколько столетий. Первоначально оно появилось во Франции в XVIII в. и употреблялось только в единственном числе. Просветители понимали под «цивилизацией» общество, основанное на принципах равенства и справедливости, определенный идеал, к которому должно стремиться человечество.
Некоторые мыслители разделяют понятия «цивилизация» и «культура», подчеркивая, что культура связана с миром духовности, а цивилизация — с устройством общества, порядками в государстве, законами. В этом, по-видимому, заключается немаловажный смысл. Так, к примеру, в современной Японии не считают особым вредом заимствовать достижения чужой (западной) цивилизации — это техника и технология, новые научные разработки. Здесь очень внимательно изучали популярный в свое время в Советском Союзе журнал «Изобретатель и рационализатор», в котором российские умельцы рассказывали о своих открытиях. Но в то же время японцы свято хранят свою культуру (духовные ценности, традиции, отношения в семье, на работе, живопись и театр, музыку и архитектуру, почитание природы).
В современной науке чаще всего под цивилизацией понимается неповторимое своеобразие духовной, социальной, политической, хозяйственной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе исторического развития.
Какие из приведенных мнений о цивилизации и культуре истинные, а какие нет — ответить сложно. Давайте подумаем, может ли существовать цивилизация без культуры, и наоборот? Может ли существовать интеллект без духовности? Культура представляет собой основу для цивилизации, это ее ценностный, духовный фундамент.
Это конспект по обществознанию на тему «Сфера духовной культуры». Выберите дальнейшие действия: