«Древнегреческая культура»



Скудные природные условия Греции стимулировали отделение ремесла от сельского хозяйства, торговлю, в том числе и международную, систему земледельческих колоний, становление купечества и финансового капитала. Единственный товар греков — оливковое масло и вино, для вывоза необходима тара — амфоры; зерно выращивалось в колониях — Сицилии, Апеннинах, Северном Причерноморье. Здесь впервые появляется светская культура, также впервые имеющая столь высокую динамику изменений — всего за 300 лет. Вследствие отсутствия политического единства Эллады наблюдается большая степень разнообразия проявлений культуры — отличия в эстетических, религиозных принципах. Отсюда два, на первый взгляд, взаимоисключающих начала в духовном мире греков: «архэ» — чувство полисной общности, и «агон» — дух соперничества.

В гомеровский период (IX-VIII вв.) возникают поэтические жанры — гимны и эпосы, появляются стихотворные ритмы. Персонажи и сюжеты —- традиционные для эпических древних поэм. Гомер придал богам облик людей, они и ведут себя как люди.

Исходным является аристократический тип культуры, в основе лежат глубокие генеалогические традиции с преданиями о происхождении от богов. Со знатностью были связаны и красота, и физическое совершенство, и интеллектуальное превосходство, позволяющие герою-аристократу защитить свою честь и добыть славу. Военные и гражданские добродетели находятся рядом. Им учат в «схолэ» через систему физических состязаний и практику публичной жизни: молодежь присутствует при решении государственных дел. Цель греческого воспитания — развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволяло ему приобрести чувство меры и справедливости.

В архаический период (VII-VI вв.) появляется лирика — обращение к человеку и миру его чувств. Складывается классическая архитектура, прежде всего — храм как жилище бога. Жертвоприношения в связи с этим осуществлялись у порога дома — на площадке перед ним. Тип строения храмов — периптер («окрыленный»), т. е. окруженный колоннадой. Это период формирования типических черт греческой культуры: чувство меры, пластичность форм, динамизм, преклонение перед физической красотой, культ спорта, воинской доблести, бесстрашия, общение с богами как равными себе.

Идеал человека в представлении древних греков представлен Аристотелем в «Никомаховой этике». Это — гордый человек высокого роста, неспешный в движениях (ведь в мире мало вещей, ради которых стоит торопиться); презирающий лесть, так как почести и похвала должны воздаваться равными, а не чернью; он должен быть щедр, правдив и честен, помнить добро, не лукавить, ведь приспособление — это усилие, а значит -— работа; он ничему не удивляется, не жалуется и не просит, не боится опасности и не цепляется за жизнь, не унижается перед людьми высокого ранга, за свои занятия не берет плату — это удел рабов.

Антипод идеала описал ученик Аристотеля Теофраст в труде «Характеры». Крикливость, резкие движения, панибратство со слугами, подозрительность, бестактность, скупость, танцует на трезвую голову, сам открывает двери на стук, поет в бане. Таким не должен был быть подлинный аристократ.

Классическим период (V—IV вв.) дал миру полисную демократию, понятие «гражданства», вождь афинской демократии Перикл руководил строительством Акрополя — дара города покровительнице Афине и другим богам.

В Древней Греции впервые стало формироваться научное знание, которое отличается от комплекса накопленных знаний и умений восточных цивилизаций тем, что не было ориентировано на выполнение прагматических функций, а было средством познания истины. Все будущие отрасли науки зародились и были объединены в философии. Первым философом был Фалес из Милета. Учился у греческих жрецов и вавилонских халдеев. Ему был свойственен антимифологический тип мышления, он не видел смысла в персонификации высших сил, если «мир одушевлен и полон богов». Заложил основы понятия «материя» — все многообразие явлений и вещей восходит к первостихии — «влажной природе», воде: все возникает из воды и в нее превращается. Усилиями древнегреческих философов был создан метод научного познания: 1) явления должны наблюдаться, наблюдение — основа познания; 2) процессы, недоступные непосредственному наблюдению, вызывают наблюдаемое явление, по которому можно судить о них — принцип выдвижения гипотез; 3) из предполагаемых причин выводятся вероятностные следствия (принцип дедукции), которые могут быть проверены на опыте. Но главный тезис греческой философии: доказательство гипотез осуществляется рациональными, логическими рассуждениями, логика является также главным методом проверки. Все это изложено в «Органоне» Аристотеля. Греческая наука рано начала превращаться в теорию. Она не была связана с практикой: наука делалась ради науки. В лучшем случае ее достижения применялись в военном деле и развлечениях, но не в производстве — там для этого есть рабы.

Архитектура ценилась меньше, чем чистая наука, за близость к практике, но была воплощением эстетических идеалов.

Возникает драматургия. Древнегреческий театр берет начало от ритуалов и религиозных представлений — мистерий. В праздник Великие Дионисии ставились постановки, изображающие смерть и воскресение Диониса. Важными персонажами этих постановок были козлоподобные сатиры, отсюда и название «песни козлов» — трагедия (известна с VII в. до н. э.). Эсхил — автор первых трагедий — отразил свойственный грекам фатализм. Судьба, рок — главная тема трагедий, ее изменить никто не в состоянии, даже боги. Она известна заранее, все попытки избегнуть ее приводят к предсказанному финалу. Надо героически встречать свою неотвратимую судьбу, в этом разгадка поведения многих знаменитых греков в критические моменты их жизни. Постановка, когда один актер ведет диалог с хором — драма. Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н. э.), Софокл — третьего. Третий жанр театра комедия — «песня комоса», т. е, праздничного деревенского шествия — впитала в себя фольклорные традиции шутовства. Ее первым и самым ярким представителем был Аристофан.

 Сократ (около 469 г. до н. э. — 339 г. до н. э.) — греческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Сократ был сыном каменотеса (скульптора) и повитухи, т. е. принадлежал к демосу.

Учение Сократа изложено Платоном и другими учениками. Своим методом анализа понятий и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания, т. е. этикой. Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом диалектикой, искусством диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются, развиваются и обосновываются этические понятия. Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

Приговоренный к смерти за растление юношества и поклонение «новым божествам», выпил яд из цикуты, как утверждал Ксенофонт, хотя, скорее всего, это был болиголов пятнистый. Обстоятельства казни и суд над Сократом были подробно описаны Платоном в его диалоге, целиком посвященном последнему дню Сократа. Действительные причины приговора в отношении Сократа таковы. После Пелопонесских войн и поражения в них Афин в городе установилась тирания, контролируемая спартиатами, во главе стоял один из слушателей Сократа. После прекращения режима тирании афинянам нужно было кого-то обвинить в столь быстрой потере блеска «золотого века» Перикла. Фигура Сократа оказалась подходящей, потому что он оказался последним живым и.живущим в городе представителем этого века, к тому же казавшимся причастным к режиму, установленному Спартой.

   Платон (427-347 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма. Платон родился в Афинах в аристократической семье: его отец происходил из рода последнего афинского царя Кодра. Он получил от родителей имя Аристокл, а Платоном («Широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Готовил себя к политической карьере, но после знакомства с Сократом принял решение заниматься только философией. После казни Сократа в 399 г. до н. э. Платон на десять лет уехал из Афин. Во время этих поездок он оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I, который стал подозревать философа в интригах и продал его в рабство, из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. После возвращения в Афины Платон купил там землю и организовал собственную школу — Академию. В дальнейшем еще дважды отправлялся на Сицилию, но уже к новому тирану — Дионисию Младшему. Попытки сделать из тирана просвещенного монарха остались безуспешны.

Тезису Пифагора — человек есть мера всех вещей — противопоставил утверждение, что всеобщая мера мыслям и делам человека установлена вечными идеями. Идеи — являются подлинными реальностями. Человек может познать идеи или их вспомнить, так как его бессмертная душа еще до рождения была знакома с ними, вращаясь в мире идей. Наивысшим благом в мире идей является добродетель, мудрость, справедливость, благоразумие и мужество. Этой добродетели можно научить любого человека, его душа «знает» добродетель, «помнит» ее. В рамках этого учения Платон заложил основы атеизма: нравственность заменит религию.

Потрясенный казнью учителя, он стал разрабатывать концепцию государства, построенного на справедливости, — диалог «Государство». Идеальное государство базируется на нравственных качествах граждан, имеет четкую сословную структуру. Люди рождаются неравными (кто-то других сильнее, кто-то умнее), поэтому идеальное государство — кастовое и рабовладельческое, верховная власть принадлежит философам-интеллектуалам. Заслуга Платона в разработке схем диалектического мышления.

Ксенофан Колофонский (580—577 гг. до н. э. — 485-490 гг. до н. э.) — древнегреческий странствующий поэт и философ. Ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет концепцию единого бога. Поскольку бога Ксенофан считал тождественным миру, его учение является вариантом пантеизма. Агностик: по Ксенофану, истинного знания быть не может. Достоверным знанием обладает только бог; знание человеческое есть только субъективное мнение и имеет только вероятностный характер,

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы. Родился в Статоре, греческом городе на восточном побережье п-ова Халкидика. Друг детства отца Александра Македонского Филиппа. Ученик Платона. После смерти Платона уезжает из Афин, становится воспитателем наследника македонского престола Александра. В 334 г. до н. э. Аристотель возвратился в Афины и основывал собственную философскую школу — Ликей. Умер в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Автор сочинений по логике, физике, цикла трактатов по зоологии и психологии, философии («Метафизика^), этике и политике («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Политика», «Афинская полития»), риторике и поэтике. Ряд произведений Аристотеля безвозвратно утрачен.

Его взгляды на физическую сторону мира имели серьезное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Аристотель показал, что Земля является шаром, наблюдая за тенью Земли на поверхности Луны при лунном затмении. Вычислил окружность Земли в 70000 км, что в полтора раза превосходит реальное значение. Выл сторонником геоцентрической системы.

Метафизическое учение Аристотеля было всецело принято средневековой схоластикой, сформировав мировоззренческую платформу этого учения.

 Диоген Синопский (около 412 до н. э. — 323 до н. э.) — древнегреческий философ из школы киников. Родился в Синопе, после изгнания из родного города за фальшивомонетничество, отправился к дельфийскому оракулу, который посоветовал ему «сделать переоценку ценностей». Жил в г. Крайня близ Коринфа. Он учил, что люди станут свободными и счастливыми только тогда, когда сумеют сократить свои потребности настолько, чтобы не зависеть от общества и государства. Отказавшись от богатства, он жил в большой глиняной бочке на рыночной площади города, одевался в рваный плащ и стоптанные сандалии, питался отбросами, которые подбирал на рынке. Философ счел себя совершенно независимым от городских властей и от общества, благами которого он не желал пользоваться. Некоторые считали его мудрецом, другие возмущались его поведением, называя его «собачьим». При встрече с Александром Македонским, предложившим ему исполнить любое его желание, он попросил его не заслонять ему солнца. Однако царь сумел найти выход из глупого положения, в которое он попал. Вместо того чтобы наказать дерзкого мудреца и создать ему славу мученика, Александр улыбнулся и сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

Демосфен (384-322 г. до н. э.) — один из знаменитейших ораторов древнего мира; выходец из знатного рода, последний великий человек свободных Афин. Молодой Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и прочие недостатки, но мечтал быть оратором. Афиняне же были очень требовательны в отношении этого искусства: от речи оратора требовалось не только внутреннее содержание, важны были мимика лица и пластика тела. Настойчивостью он победил свои недостатки. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но Демосфен продолжал работать над собой.

Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми Филиппинами — речами против царя Филиппа. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Несколько лет сопротивления не воспрепятствовали потере независимости Греции. Филипп был ласков с греками, но Демосфен продолжал разоблачать его. Борьба Демосфена и промакедонской партии продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Демосфена после речи его «О венце». Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин — главный сторонник Филиппа — признал совершенство красноречия своего знаменитого противника.

Демосфен пережил не только Филиппа, но и его сына Александра, Но время республики в Афинах прошло, и после подавлении восстания греческих городов он покончил с собой, чтобы не сдаваться в руки македонцев.

Демосфен не был ритором в древнегреческом смысле слова, не любил речевых украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, к месту употребляя доводы и примеры. Язык его был величествен, но прост, лаконичен и вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, а благородством мысли.

 


Это конспект по теме «Древнегреческая культура». Выберите дальнейшие действия:

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней