Первые китайские династии

«Древнекитайская цивилизация»

Ключевые слова конспекта: Древнекитайская цивилизация, культура Эрлитоу, Чжэнчжоу, Шан-Инь, Великий Юй, династия Ся, династия Шань-Инь



Древнекитайская цивилизация — древнейшие государства на территории Китая, начиная с рубежа Ш-П тыс. до н. э. и до 220 г. до н э. — времени крушения империи Хань (220 год нашей эры).

Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу (XXIV-XV вв. до н. э.). Некоторые специалисты считают эту культуры уже сформировавшимся государством, по причине найденных специфических находок — бронзовых изделий, относящихся к разряду «престижного богатства», и останков насильственно умерщвленных людей, вероятно, рабов. С большей определенностью можно это сказать в отношении более позднего поселения, относящегося к середине II тыс. до н. э., в р-не Чжэнчжоу, поскольку в центре его находится комплекс гораздо более крупных, чем остальные, строений, очевидно дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек, а также ремесленные кварталы. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и специализированным ремеслом. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития как в области материального производства, так и в сфере общественных отношений, У его носителей очевидно шел активный процесс государствообразования.

Древнекитайская цивилизация. Карта            С конца III тысячелетия до н.э. ряд культур ранней бронзы появляется также в бассейнах р, Янцзы и Сицзяна; связанные с богатыми месторождениями меди и олова в Юго-Восточной Азии, возникли раньше, чем в бассейне Хуанхэ, самостоятельно или под воздействием мощного первичного очага древнейшей металлургии в Центральном Индокитае, восходящего к IV тыс. до нашей эры.

Уникальными являются находки культуры Саньсиндуй в районе Чэнду, датируемой 1-й половиной III — началом I тыс. до н. э. Среди них — золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, очевидно, регалия власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами, которые по мнению ученых, свидетельствуют об устойчивой социальной стратификации общества Саньсиндуй. Аналогов этой культуре не обнаружено, очевидно, эта цивилизация погибла не оставив следующим поколениям свой культурный опыт.

Итак, на территории Китая во 2-й половине III — 1-й половине II тыс. до н.э. существовало несколько независимых центров ранней бронзы. Некоторые из них вплотную подошли к эпохе классообразования и зарождения государственности. Однако тот факт, что ни один из них не обладал письменностью, является серьезным доводом против отнесения их к классовым обществам и сложившимся государствам. Единичные, протописьменные знаки обнаружены у носителей ряда поздненеолитических культур. О реальном государственном образовании можно говорить лишь по отношению к развитым бронзовым культурам 2-й половины II тыс. до н. э., среди которых первое место по праву принадлежит письменной городской культуре Шан-Инь, обнаруженной в Сев. Китае еще в конце XIX в. и активно изучаемой с того времени вплоть до сегодняшнего дня. Альтернативные названия: государство Шан или государство Инь.

Первые китайские династии

  Первые китайские династии           Династия Ся — в традиционной китайской историографии родоначальница четырехтысячелетнего цикла 25 китайских династий, якобы правивших в Китае с 2205 по 1766 г. до н. э. Ее основателем считается Великий Юй, вождь племени Ся, передавший власть сыну Ци. Располагалось государство Ся на юге современной провинции Шаньси. Локализация культур Эрлитоу и Чжэнчжоу во времени может соответствовать времени правления легендарных Юй и Ци, территориально все они лежат на Центральной равнине и в долине реки Хуанхэ, там, где создались условия для перехода к металлургии бронзы и сложилась крупная этническая общность. Считается, что именно эта династия дала китайцам самоназвание — хуася, в сокращенной форме — ся. Облик правителей Ся менялся, сначала они правили единолично и жестоко, потом подпали под влияние духовных наставников-жре-цов и разделили с ними власть. Затем они вновь попытались сделать поворот к тирании, но народ от них отвернулся. Тогда предводитель племени Шан по имени Ли сверг последнего царя династии Ся и сам стал царем.

             Династия Шан-инь — вторая китайская династия XV— XIV вв. до н. э., существование которой доказано археологически. К культуре Шан-Инь принадлежат разрозненные раннегородские поселения, носители бронзовой индустрии, строились по определенному плану с комплексом монументальных строений дворцового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими. Они найдены в пределах Центральной равнины. Там обнаружены древнейшие на территории Китая письменные эпиграфические памятники, обнаруженных при раскопках около деревни Сяотунь в районе г. Аньян в Хэнани. Это надписи на гадательных костях жертвенных животных и черепашьих панцирях, выполненные архаическим пиктографическим письмом, в котором ученые видят прообраз китайской иероглифической письменности. Из ритуально-магических текстов, каковыми они являются, можно извлечь очень немногое для характеристики общественного строя.

В больших могилах — захоронениях почивших ванов — найдены сотни скелетов сопогребенных людей, а рядом — целые поля захоронений обезглавленных военнопленных со связанными за спиной руками и ямы с их отрубленными головами, исчисляющимися тысячами. Отдельно были погребены военные колесницы с лошадьми и возничими. Надписей о жертвоприношении людей (до 1500 чел. одновременно) в настоящее время на гадательных костях обнаружено около двух тысяч. Пленных приносили в жертву богам и предкам; с обрядом массовых человеческих жертвоприношений был связан широко распространенный у шанцев культ гор и рек, а также, очевидно, и ритуал «священного брака», входивший в культ плодородия. Шанцы были чрезвычайно суеверны, найдены тысячи гадательных костей, за ними даже закрепилось название «общество гадательных костей». В главном городе находился оракул, возможно его роль исполнял ван.

Примечательно то, что своих покойников-соплеменников шанцы клали лицом вниз. Массовые умерщвления и жертвоприношения военнопленных составляют характерную особенность этих обществ. В шанском обществе, где регулярно совершались обряды, требовавшие массовых жертвоприношений, война являлась общественной нормой. Главной целью военных походов был захват добычи: помимо пленных — зерна и скота, также требовавшихся для принесения в жертву богам и предкам.

Правитель древнекитайской цивилизации

Но если верить китайским историческим хроникам, то в государстве Шан-Инь жизнь была построена на принципах справедливости. Государь — ван — предоставил городам и сельским общинам широкое самоуправление с условием лояльности и приношения даров. Общество, ведущее по свидетельству археологии, такое количество войн, не могло быть построено таким образом. Без давления сверху крестьяне и ремесленники не вступали бы в армию и не платили бы налоги на ее содержание. Основную силу шанского войска все еще составляла масса общинного населения. Это доказывается тем, что в могилах рядовых шанцев-мужчин обязательный набор погребальных предметов включал оружие.

В Северном Китае шанекое «городское общество», очевидно выделившееся из Иньского союза племен как его наиболее устойчивая часть, в последние века II тыс. до н. э. встало во главе довольно крупного, этнически неоднородного и нестабильного объединения. Его правитель назывался «ваном»; он обладал высшей военной властью и выполнял функции верховного жреца. Видимо, первоначально шанцы были хранителями секретов бронзолитейного искусства. Знак гиан означает «торговля, торговать», хотя, вероятно, это не первоначальное значение данного знака, а производное от изображения каких-то изделий шанцев, скорее всего бронзовых (в знаке гиан один из элементов является изображением тревожного сосуда), и, возможно, связано с особыми функциями шанцев как посредников в межобщинном и межплеменном обмене; эти функции могли способствовать их возвышению среди других раннегородских обществ Великой Китайской равнины.

Ван — правитель и верховный жрец древнекитайских государств. Его подданные считались его младшими братьями. Он был центральной фигурой всех ритуалов — жертвоприношений, ритуальных трапез, освящения посева, жатвы и других аграрных ритуалов. Все обряды сопровождались расточительным уничтожением материальных ресурсов — закланием сотен быков, убийством тысяч пленников и прочим. Ван выступал организатором производства. Ван располагал запасами продовольствия, которые были страховым и жертвенным фондом шанской общины. Из него же, очевидно, обеспечивался и управленческий персонал. По-видимому, он владел государственными рабами, работавшими на полях в интересах казны.

Ван предводительствовал на войне и на охоте. Дружина вана состояла из воинов на боевых колесницах. Войны усиливали власть вана и других военачальников, в руках которых скапливались большие богатства. Выделились богатые и знатные роды, в которых внутри поколения, а затем по генеалогическому родству стали наследоваться высшие должности.

Представление о раннегосударственных образованиях в древнем Китае как о деспотиях восточного типа давно требует пересмотра и подвергается основательной критике. Анализ надписей дает возможность предполагать, что власть вана была ограничена советом общин. Но утверждение выборных военных предводителей и глав совета старейшин нешанских общин, находившихся в сфере гегемонии Шан, очевидно, совершалось с санкции вана.

 


Это конспект по теме «Древнекитайская цивилизация». Выберите дальнейшие действия:

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней