Конфуцианство

«Конфуций. Конфуцианство»

Ключевые слова конспекта: Конфуций, конфуцианство, Мэн-цзы



Конфуций

Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551-479 г. до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провел в царстве Лу. В молодости он много учился и с 22 лет обучал сам. В 42 года в соответствии с традицией он должен был вернуться домой после смерти матери и соблюдать траур в течение трех лет. В годы этого затворничества он многое осмыслил и создал основы философско-этического учения. Намериваясь сделать его практическим руководством для чиновников, в 50 лет он пошел на службу и добился вскоре больших успехов, но интриги завистников заставили его покинуть свой пост. После он много путешествовал, преподавал, был домашним учителям многих знатных людей, редактировал древние книги. Когда он умер, его последователи похоронили его на особом кладбище, предназначенном для него и его потомков. Его дом был превращен в музей и стал местом паломничества. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.

Казалось бы, конфуцианская доктрина не имела шансов на успех. Никто из правителей не принял ее всерьез, а те из учеников философа, кто добился успеха и оказался на службе, не сумели следовать заветам учителя. Легенда говорит, что Конфуций однажды даже публично отрекся от своего ученика Цю, ставшего министром, но не имевшего возможности вести себя так, как его учили. Но конфуцианцы не пали духом. Взяв на себя после смерти учителя функции воспитателей, просветителей, редакторов древних текстов, включая и заповеди Конфуция, они с течением времени все же добились того, что стали признанными выразителями древних традиций китайской культуры с ее культом этической нормы и строгим соблюдением принципов социально-семейного старшинства, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.

Судьба учения Конфуция полна парадоксов. Несмотря на то, что ни один из китайских императоров не соответствовал его идеалу правителя, каждый из них считал долгом чествовать его имя. Он призывал к человечности и скромности, а его потомки стали крупнейшими феодалами. Религии отводил далеко не главное место: приносите жертвы богам, но держитесь от них подальше, советовал он. А спустя две с половиной тысячи лет после смерти был провозглашен богом.

Конфуцианство

Конфуцианство — этико-политическое и религиозное учение, возникшее в Древнем Китае под влиянием идей, высказанных в VI в. до н. э. Конфуцием, которые затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и другими. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путем строгого соблюдения древних традиций и определенных принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Основная суть учения состоит в утверждении, что в хорошо и правильно организованном обществе все социальные слои будут довольны своим положением. Социальная стратификация по Конфуцию включала два класса — людей умственного труда — цзюнь цзы («благородных мужей») — и людей физического труда — сяо жэнь («мелких людишек»), причем первые были господами, а вторые должны были подчиняться и содержать их своим трудом. На долю класса «ученых» выпадала обязанность воспитания «народа» добрыми, законопослушными, уважающими своих родителей и господ. Считая, что «управлять — значит исправлять», конфуцианство придает большое значение учению «чжэн мин» («Об исправлении имен»),’которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого. Управлять низшими классами следует с помощью доброты и гуманного обращения с ними, подавая добрый пример, а не с помощью силы. Все это описывалось понятием жэнь («гуманность»), высшим законом взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения «ли» (этикета) — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Власть считалась божественным даром правителю и была самостоятельным объектом обожествления, в силу чего плохие личные качества правителя не были основанием для неповиновения.

Конфуцианство

Но один из наиболее видных последователей Конфуция Мэн-цзы (IV—III вв, до н, э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Исследователи объясняют это отступление от классического конфуцианства тем, что в то время в стране обострилась борьба между князьями, и этот тезис стал обоснованием того, что на место «плохого» вана приходил новый — «хороший». Для обоснования самой принципиальной возможности благодатной для подданных монархии служила идея об обществе «Да тун» («Великого единения»), своего рода «золотого века» в истории Китая, во времена которого якобы не было войн И распрей, существовали равенство людей и подлинная забота о народе.

В дальнейшем в эпоху централизованной империи Хань конфуцианство восприняло некоторые идеи легизма (Фацзя). На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя — «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной.

Попытка модернизации конфуцианства, предпринятая на рубеже XIX-XX вв., оказалась неудачной. Провозглашение Конфуция богом, проведенное последним китайским императором, не помогло сохранить у населения уважения к идее незыблемости установленной иерархии. Однако конфуцианство и в XX в. продолжало оказывать влияние на жизнь Китая, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма в период правления Мао Цзэдуна, как система ценностей и основа национальной картины во многом определяет черта китайского национального характера.

 


Это конспект по теме «Конфуций. Конфуцианство». Выберите дальнейшие действия:

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней