Художественная культура
конца XVIII — начала XX века

Ключевые слова конспекта: классицизм, романтизм, поэты-романтики, реализм, писатели-реалисты, натурализм, эклектика, модерн, фотография. импрессионизм, постимпрессионизм, художники-импрессионисты.



 

Литература на рубеже XVIII—XIX вв.

Литературное творчество всегда тесно связано с жизнью. Литература помогает людям лучше понимать суть событий, в гуще которых они находятся, даже если в произведениях рассказывается о далёком прошлом или о том, чего вообще не может быть в действительности. Даже роман Д. Свифта «Путешествие Гулливера» был воспринят в английском обществе как злободневное произведение.

Писатели XIX в. в ещё большей степени, чем их предшественники, стремились изображать именно современность. В какой-то мере это было связано с тем, что круг читателей постоянно расширялся за счёт простонародья, тянувшегося к сокровищам культуры, но на первых порах ещё не способного разобраться во всём её многообразии. В то же время и сами писатели хотели отразить все бурные изменения в жизни общества XIX в.

В конце XVIII в. на смену господствовавшему в литературе и в целом в искусстве классицизму (он во многом был обращён к событиям и традициям прошлого) приходит новое течение — романтизм. Он возникает как своеобразная негативная реакция общества на бурные и кровавые события Французской революции. Поэтому творчество романтиков, как правило, было обращено к прошлому либо к отвлечённым мечтаниям, к раздумьям о добре и зле. Так, знаменитый британский писатель-романтик Вальтер Скотт (1771—1832) в своих исторических романах повествовал о доблестных рыцарях Средневековья, об исторических событиях XVII в. и т. д.

Именно в Англии, стране передовых идей и культуры, романтизм приобрёл своеобразную окраску. Уже в поэзии современников Скотта — Джорджа Байрона (1788— 1824), Уильяма Блейка (1757—1827), Перси Шелли (1792—1822) всё настойчивее затрагивались проблемы современного им общества. В творчестве поэтов-романтиков отражалось стремление сделать свою родину богаче и сильнее, им были близки настроения передовых, либеральных кругов Англии. Так, Байрон выступал в защиту патриотических движений в Греции и Италии.

Особое место в литературе тех лет принадлежит великому немецкому писателю Иоганну Вольфгангу Гёте (1749—1832). В творчестве Гёте, исполненном огромной духовной силы, нашли отражение и классицизм, и романтизм, и новые веяния. Герой знаменитой философской трагедии «Фауст» ради вечной жизни продал душу Мефистофелю (дьяволу), но не обрёл ни счастья, ни душевного покоя. Их могут дать человеку только честный труд, справедливое отношение к ближним, ко всему обществу — вот основная идея «Фауста» и всего творчества Гёте. Эти же мысли стали определяющими и для других лучших писателей того периода.

Реализм в литературе

Романтизм господствовал в литературе недолго. Примерно к началу 1830-х гг. его сменил реализм, стремившийся изображать действительность правдиво и объективно.

В прозе великого английского писателя Чарлза Диккенса (1812—1870) глубоко и ярко отражено всё многообразие внутренних проблем страны. Его романы и повести — великолепные иллюстрации к социальной истории и духовной жизни английского общества XIX в. Диккенс призывал спокойно и методично искоренять человеческие пороки, «лечить» общество, а не подрывать его вековые основы.

Бурная история Франции XIX в. породила блестящую плеяду писателей-реалистов. В романах Виктора Гюго (1802—1885) «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «93-й год» и других центральной становится тема борьбы за свободу и справедливость, за социальное равенство. Оноре де Бальзак (1799—1850) в своём творчестве воссоздал многообразную жизнь современного ему французского общества. Практически все его произведения — около 100 романов, повестей и новелл — объединены в цикл «Человеческая комедия». Они связаны не только общим замыслом, но порой одними и теми же персонажами.

Ещё один французский писатель, Анри Мари Бейль (1783— 1842), известный под псевдонимом Стендаль, уделял основное внимание повседневным проблемам простых людей, жизни «маленького человека». Самый знаменитый из его романов «Красное и чёрное» рассказывает о трагедии честолюбивого простолюдина, стремившегося пробиться в высшее общество и нашедшего смерть на эшафоте.

Но достоинства литературы не сводятся только к поиску решений грандиозных, мировых проблем. Многие писатели ставили перед собой куда более простые задачи. Так, Проспер Мериме (1803—1870) и Гюстав Флобер (1821—1880) создавали яркие и реалистичные картины жизни французского общества, что позволяло читателям как бы со стороны взглянуть на мир и на самих себя.

К концу XIX в. в литературе и искусстве складывается ещё одно направление — натурализм. Его последователи отстаивали право художника изображать любые явления жизни — будь то откровенные любовные сцены или описания кровавых жестокостей.

В наши дни попытки натуралистов показать жизнь без прикрас, такой, как она есть, выглядят робкими и наивными. Но в те времена их произведения нередко вызывали возмущение и подвергались самой острой критике. Особенно злобные нападки довелось испытать знаменитым французским писателям Эмилю Золя (1840—1902) и Ги де Мопассану (1850—1893). А между тем в их глубоко реалистичном творчестве откровенный натурализм если и выходил на первый план, то лишь ради более глубокого исследования социальных проблем эпохи.

В XIX — начале XX в. переживала расцвет русская литература. Имена русских писателей, поэтов и драматургов знают и чрезвычайно высоко ценят практически во всех странах мира. Самостоятельные литературные школы, во многом ориентированные на национальные традиции, складывались в ряде стран Азии (Турции, Китае, Японии, Индии) и Латинской Америки.

Изобразительное искусство

Живопись и архитектура XIX — начала XX в. всё больше отражали настроения, царившие в обществе, его потребности. Так, примерно к середине XIX в. господствовавший в архитектуре строгий классический стиль сменился эклектикой — соединением разных направлений и стилей. В эклектике отразились бурные изменения в обществе тех лет. Свою роль в её становлении сыграли и вкусы богатых заказчиков, круг которых становился всё шире. Архитекторам приходилось воплощать их самые разнообразные фантазии (например, копировать старинные дворцы и замки).

Ближе к концу XIX в. возник стиль модерн (от фр. «современный»), во многом выражавший приближение серьёзного кризиса цивилизации. Изогнутые линии рельефов на фасадах зданий, причудливые карнизы, печальные женские головки — всё это свидетельствовало о неуверенности в завтрашнем дне, о чувстве беспокойства, всё больше овладевавшем обществом на рубеже XIX—XX вв.

В то же время дома в стиле модерн оживили вид городских улиц, сделали их наряднее и эффектнее.

Живопись XIX — начала XX в. нередко следовала за литературными направлениями.

Французские художники Теодор Жерико (1791 —1824) и Эжен Делакруа (1798—1863) писали в романтической манере. На картине «Свобода на баррикадах» Делакруа запечатлел события Июльской революции 1830 г. Он создал символический образ Свободы — фигуру женщины, ведущей в бой восставших парижан. Романтизм нашёл отражение и в творчестве других художников, например англичан Джозефа Тёрнера (1775—1851) и Джона Констебла (1776—1837).

Реалистическую линию в живописи развивали Камиль Коро (1796—1875), Жан Милле (1814—1875), Гюстав Курбе (1819— 1877) и Оноре Домье (1808—1879). Эти французские художники изображали простых тружеников города и деревни, пейзажи, бытовые сценки.

После того как на рубеже 1830—1840-х гг. была изобретена фотография, начались острые споры о назначении живописи. В основе её, как считали многие, должно лежать «чистое искусство», т. е. совершенствование техники, манеры письма и т. д. К чему мучиться над тонкостями портретов или бытовых сценок, если фотограф может запечатлеть всё это с гораздо большей точностью? Подобного рода доводы казались довольно вескими. Стали даже раздаваться голоса о скором «отмирании» живописи.

Но, к счастью, этого не произошло. В 1860-е гг. во Франции зарождается новый живописный стиль — импрессионизм (от фр. «впечатление»). В нём отразились вкусы сторонников и «чистого», и традиционного искусства. Художники-импрессионисты с помощью необычного сочетания красок, игры света и тени, особой техники письма отражали на полотнах свои впечатления. Особую известность завоевали картины Эдуарда Мане (1832— 1883), Огюста Ренуара (1841—1919), Эдгара Дега (1834—1917), Камиля Писсарро (1830—1903), Клода Моне (1840—1926) и др.

В конце XIX — начале XX в. возник новый стиль — постимпрессионизм (в буквальном переводе с французского — после импрессионизма), представители которого продолжали поиски новых методов и средств художественного языка. Наиболее известные постимпрессионисты также были французами: Поль Гоген (1848—1903), Поль Сезанн (1839—1906), Анри Тулуз-Лотрек (1864—1901). К французской школе живописи принадлежал и самый знаменитый из них — Винсент Ван Гог (1853—1890), по национальности голландец.

Музыка

Выдающееся место в музыкальном искусстве принадлежит немецкому композитору Людвигу ван Бетховену (1770— 1827), совершившему творческий подвиг. В середине жизни Бетховен потерял слух, но продолжал писать музыку. Именно тогда он создал свои самые знаменитые симфонии, концерты и сонаты.

В истории музыки XIX в. сохранились и другие бессмертные имена. Итальянец Никколо Паганини (1782—1840), великий скрипач, был и выдающимся композитором, одним из создателей романтического направления в музыке. Его соотечественники Джоакино Россини (1792—1868), Джузеппе Верди (1813—1901) и Джакомо Пуччини (1858—1924) творили в жанре оперной музыки, которая благодаря им наполнилась ярким реалистическим содержанием и завоевала исключительную популярность.

Значительный вклад в развитие оперной музыки внёс немецкий композитор Рихард Вагнер (1813—1883), чьё творчество связано с романтическими традициями.

Впрочем, деление музыки на направления и стили важно только для специалистов. Для подавляющего большинства людей и в XIX в., и во все прочие времена гораздо важнее в музыке то, какие мысли и чувства она у них порождает. А это связано не только с самой музыкой, но во многом и с характером самого слушателя, его привычками и вкусами. Поэтому одним ближе и понятнее прекрасные мелодии австрийцев Франца Йозефа Гайдна (1732— 1809) и Франца Шуберта (1797—1828), другие предпочитают музыку немца Роберта Шумана (1810—1856) или венгра Ференца Листа (1811 —1886).

Немало поклонников и у польского композитора Фридерика Шопена (1810—1849), автора мелодичных вальсов, мазурок и множества других фортепьянных пьес. Порой в них явственно слышится тоска по несбывшимся надеждам, по давно оставленной родине (Шопен покинул Польшу в 1831 г., после подавления там национального восстания, и до самой смерти жил в Париже). Примерно в те же годы создавал новые музыкальные формы француз Гектор Берлиоз (1803—1869). Позднее эти поиски продолжили Клод Дебюсси (1862—1918) и другие композиторы.

Художественная культура конца XVIII — начала XX в. становилась всё демократичнее, всё чаще обращалась к проблемам повседневной жизни. В литературе, изобразительном искусстве и даже в музыке в той или иной форме находили отражение бурные события политической и общественной жизни, настроения людей, их чаяния и тревоги.

Это конспект по теме «Художественная культура конца XVIII — начала XX века». Выберите дальнейшие действия:

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней