Современная российская культура

Код элемента ЕГЭ: 3.3.6* Современная российская культура.



Несмотря на отсутствие идеологического диктата и отмену цензуры, в 1990-е гг. российская культура и наука, как и общество в целом, переживали тяжёлые времена. Практически полное отсутствие государственного финансирования, отток талантливых людей за границу, замораживание многих перспективных научно-исследовательских проектов, массовая коммерциализация культуры — всё это способствовало кризису гуманитарной сферы.

В этих условиях чрезвычайно большое значение имела федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства», реализация которой началась ещё в первой половине 1990-х гг. Её целью было сохранение важнейших культурных объектов. В рамках программы осуществлялась реставрация памятников в Новгороде, Изборске, Угличе, Великом Устюге и др. Значительная часть средств была освоена в ходе масштабных реконструкционных работ, проведённых в Москве. Были восстановлены многие жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность: Гостиный двор, Большой Кремлёвский дворец.

В 2000-х гг. ситуация в сфере культуры, науки и искусства начала улучшаться. Определяющей чертой культурной жизни стала свобода выражения творческих замыслов. Современное российское искусство характеризуется жанровым и стилевым разнообразием, при котором сложно выделить одно доминирующее направление. Стали прослеживаться тенденции к восстановлению элементов культуры Российской империи и их интеграции в культурное наследие СССР. Началась масштабная реконструкция памятников культуры, воссоздание храмов и религиозных традиций. Ярким примером этого может послужить восстановление храма Христа Спасителя в Москве, освящённого 19 августа 2000 г. Восстанавливается практика меценатской помощи деятелям искусства и прочее.

Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX — начале XXI в. стали коммерциализация, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Отечественные реалистические традиции в литературе развивали В. Астафьев («Прокляты и убиты»), В. Распутин («В одном сибирском городе»), В. Белов («Повседневная жизнь русского Севера»), Ю. Бондарев («Без милосердия»). Событием к культурной жизни стало возвращение в страну А. И. Солженицына.

Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты: А. Битов «Улетающий Монахов», Д. Пригов («Пятьдесят капелек крови»), В. Пелевин («Чапаев и пустота», «Generation П», «Avion Pa», «Жизнь насекомых»), В. Пьецух («Четвертый Рим», «Рука»), Л. Петрушевская («Квартира Коломбины»). Они отказались от социальности и морализма в творчестве. Для произведений постмодернистов характерна цитатность. Новое дыхание обрели детективный жанр и «русское фэнтези».

Отсутствие государственного финансирования привело к резкому сокращению выпуска фильмов. В 1995 г. было снято только 46 фильмов, что привело к доминированию на кинорынке страны западных лент. Значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», П. Лунгина «Такси-блюз», В. Тодоровского «Страна глухих», А. Рогожкина «Особенности национальной охоты», Э. Рязанова «Старые клячи», С. Бодрова-старшего «Кавказский пленник», В. Хотиненко «Мусульманин». В стране ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Популярность у молодежи заслужили фильмы А. Балабанова: «Брат» (1997 г.), «Брат-2» (2000 г.). Получил известность режиссер А. Звягинцев. Его картины «Возвращение», 2003 и «Как я провел этим летом», 2010 были удостоены высоких наград Венецианского и Берлинском кинофестивалей.

Ряд выдающихся деятелей искусства (оперная певица Г. Вишневская, виолончелист и дирижер М. Растропович, пианист Н. Петров, дирижер и руководитель оркестра «Виртуозы Москвы» В. Спиваков, балерина М. Плисецкая, альтист Ю. Башмет) оказывали помощь своим коллегам, особенно молодежи, в России. Получили мировое признание артисты балета Н. Цискаридзе, Д. Вишнева, оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина.

В 1990-е гг. в русской рок-музыке социальная тематика уступает место песням, отражавшим чувства и переживания молодежи: «Бесконечность» Земфира, «Медведица» «Мумий Тролль», «Нас не догонят» t.a.T.u.

В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.

В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием города. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и неоднозначной популярностью пользуются работы скульптора З. Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего негативное отношение художественных критиков, и Монумента Победы на Поклонной горе. Воплощением идеи «минимонументализма» стал памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге Р. Габриадзе и В. Бухаева.

Современная российская культура

В 1990-е гг. появилось много ярких театральных постановок. Возникли новые театры и студии: «Мастерская П. Н. Фоменко», «Табакерка» О. Табакова, «Театр Луны» С. Проханова. Возродились спектакли-антрепризы. В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.

В начале XXI в. заметно ослаб интерес к театру. Сократилось посещение библиотек. В современной России книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки. Россияне охотнее посещают кинотеатры, ходят на концерты. В конкуренции за зрителя победили телевидение и Интернет, в котором люди находят необходимую информацию.

В то же время, развитие средств массовой информации, электронных ресурсов открыло доступ широким массам к отечественным и зарубежным произведениям искусства. Представители российской культуры являются постоянными участниками международных фестивалей, выставок, показов, успешно интегрировавшись в мировое культурное пространство. Внимание всего мира было приковано к России во время проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в феврале 2014 г. Наша страна получила право на проведение мирового футбольного первенства, которое состоялось в 2018 г.

Успехи российской науки символизировало присуждение Нобелевских премий физикам Ж. Алфёрову (2000) и В. Гинзбургу (2003). Россия остаётся одной из ведущих космических держав. Продолжает свою работу ракетно-космический центр «Прогресс», разрабатываются современные информационные спутниковые системы, российские космонавты реализуют различные научно-исследовательские программы на Международной космической станции (МКС).

Главной проблемой российской культуры на современном этапе остаётся сохранение национальных истоков и развитие лучших традиций собственного культурного наследия в эпоху тотального виляния западной культуры и размытия национальной идентичности в силу процессов глобализации.

Конец ХХ – начало XXI в. – время динамического развития исторических и культурных процессов. В условиях кардинальных реформ и развития рыночной экономики отечественная культура призвана сохранить и развивать общечеловеческие ценности.

 


Конспект урока по истории «Современная российская культура». Выберите дальнейшее действие:

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней