Ключевые слова: принципы записи, «внешний вид» программы, структура программы в Паскаль.
По правилам языка программа на Паскале может записываться вся в одну строчку, может в столбик (в любом месте, где стоит разделитель, может быть и конец строки); буквы, как мы уже говорили, можно использовать большие и маленькие вперемешку. До и после некоторых разделителей (например, пробел, знаки арифметических операций, скобки) разрешается добавлять любое количество пробелов. Таким образом, одна и та же программа может выглядеть совершенно по-разному. Какой способ записи предпочесть? Такой, при котором программа будет наиболее понятна человеку (для компьютера способ записи не важен), удобна для чтения и редактирования. Поэтому в процессе знакомства с конструкциями языка мы выработаем правила их записи, от которых постараемся не отступать.
О больших и маленьких буквах можем договориться уже сейчас. Не рекомендуется их использование «вперемешку»: компьютер прекрасно поймет и слово BeGiN
, и bEGin
, человеку же придется напрягаться, чтобы уловить смысл такой программы.
Допустимы три способа записи программы:
Об именах было сказано, что они представляют из себя любую последовательность букв и цифр, начинающуюся с буквы. Слово «любую» не надо понимать буквально и давать имена объектам программы «бесконтрольно». Не стоит также и впадать в обратную крайность и давать всем объектам почти одинаковые имена типа A1, A2, A21 и т. п.
Имена должны быть не слишком длинными, легко читаться и отражать суть объекта. Например: Summa, KvoOtr, Factorial. В математике многие величины часто по традиции обозначаются некоторыми «стандартными» именами. От этой традиции без особых причин нет оснований отступать и в Паскале. Например, стороны прямоугольного треугольника можно называть A, B, C, угол — Alfa, радиус — R. В программировании тоже есть свои «древние» традиции именования переменных. Например, счетчики, то есть переменные, служащие для пересчета чего-то, обычно называются буквами I, J, K, L, M, N или словами, начинающимися с этих букв.
Паскаль-программа состоит из заголовка и программного блока. Заголовок и блок отделяются друг от друга точкой с запятой, а за блоком, в конце всей программы, ставится точка. Эта точка является для транслятора признаком конца текста программы, дальше он читать ничего не будет. Именно поэтому в файл имеет смысл помещать только одну программу, если поместить несколько — компилироваться будет только первая.
Заголовок начинается со служебного слова Program, далее идет имя программы. Отметим сразу, что имя программы в наших примерах носит чисто информативный характер, оно не обязательно должно совпадать с именем файла, в котором хранится программа. В заголовке может содержаться еще некоторая информация, но мы ее рассматривать не будем, более того, в некоторых программах заголовок будем вообще опускать, так как в наших программах он никакой смысловой нагрузки не несет.
Блок программы состоит из раздела описаний и раздела операторов. Они отделяются друг от друга точкой с запятой.
Все объекты, используемые в программе (имена, вводимые пользователем), должны быть описаны. В разделе описаний описываются метки, константы, типы данных, переменные, процедуры и функции. Нам в первую очередь понадобятся описания переменных и констант, а затем мы научимся описывать и более сложные объекты.
Раздел описаний может быть пустым (как в нашей первой программе), а может занимать почти весь текст программы.
В разделе операторов задаются действия, которые программа должна выполнить — операторы. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой, а весь раздел заключается в операторные скобки Begin-End.
Посмотрев на нашу программу, мы обнаружим в ней заголовок (мы дали программе имя FIRST) и раздел операторов, состоящий из одного оператора Writeln( ’ Здравствуй, мир! ’)
, именно он и обеспечивает вывод текста на экран.
В программе есть еще одна строка, мы уже упоминали, что это — комментарий. Комментарием может быть любой текст, заключенный в фигурные скобки {} или в скобки, состоящие из двух символов: (* и *) . Комментарии не оказывают никакого влияния на работу программы, можно даже сказать, что и не являются частью программы, предназначены они не для компьютера, а для человека. Комментарии используются для внесения пояснений в программу, дают возможность сделать ее более понятной, облегчить дальнейшую работу с ней. В комментариях может быть указана фамилия автора программы, номер решаемой задачи, дата последних изменений программы, может поясняться алгоритм, назначение переменных и т. п. Мы настоятельно рекомендуем вам комментировать свои программы, чтобы их легче было использовать при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
Конспект урока по информатике «Структура программы в Паскаль».
Вернуться к Списку конспектов по информатике.