Василий III

«Василий III (1505—1533)»

Завещание Ивана III по форме не отступало от традиций. Все его младшие сыновья получали уделы. По сути же этот документ закреплял установившееся на Руси единовластие. Старший сын государя (от второго брака) Василий III, занявший трон, получил 66 крупных городов, а четверо его братьев — 30. Отныне им запрещалось чеканить монету, они обязывались не искать великого княжения по смерти государя. Только его дети могли наследовать престол, только к нему переходили выморочные уделы.

26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог — племянницы последнего византийского императора — Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом, стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружён Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери — защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Василий III

Таким образом завершился процесс объединения Северо-Восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

Время правления Василия — эпоха строительного бума на Руси, начавшегося во время правления его отца. В Московском Кремле возведён Архангельский собор, а в Коломенском построена Церковь Вознесения Господня. Строятся каменные укрепления в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне и других городах. Основываются новые поселения, остроги, крепости.

Отношения с Крымом при Василии III

При Иване III главным союзником Руси был Крым. С уничтожением их общего врага, Большой Орды, эта коалиция распалась. И Русь, и Крым стремились подчинить себе поволжские ханства. Пользуясь соперничеством Москвы и Литвы, крымцы сулили помощь то одному, то другому государству и брали подарки («поминки») с обоих. Эта дань не предотвращала их опустошительных набегов. С 1480 г. они систематически разоряли польско-литовские, а с 1507-го и русские земли и уводили десятки тысяч пленных, которых продавали в рабство на восточных базарах. С 1551 по 1679 г. на Руси собирался даже особый налог для выкупа пленных, в основном из Крыма — «полоняничные деньги».

Семейные дела Василия III

Не меньше, чем татары, беспокоили Василия его семейные дела. Женился он в 1505 г., перед вступлением на трон. На выбор наследнику доставили 500 девушек. Данное мероприятие можно рассматривать как первый всероссийский конкурс красоты, хотя у него был только один зритель, и он же составлял жюри. Свой взор Василий остановил на боярышне Соломонии Сабуровой. Брак омрачало отсутствие детей. Прожив с женой двадцать лет, великий князь решил развестись.

До сих пор Василию никто не осмеливался перечить. Воля государя воспринималась на Руси как воля Бога. Василия именовали «ключником и постельничим Божиим». Самолично он принимал важнейшие решения, Боярская дума (совещательный орган власти при государе, известный с X века) послушно их штамповала, преамбула государственных указов — «великий князь указал и бояре приговорили» — превратилась в простую дань старине. Однако «неплодство» не входило в перечень признаваемых церковью оснований для развода. Ревнители старины не смогли смолчать. Против намерения великого князя выступили и влиятельные бояре, и ученые монахи, последователи Нила Сорского — Максим Грек и Бассиан Косой. Благие помыслы консерваторов шли вразрез с объединительной и централизаторской политикой, проводившейся Василием III и его отцом. Не стесняясь в средствах, Василий подавил оппозицию. Недовольных бояр подвергли опале, одному отрубили голову, другому вырвали язык. Максим Грек, а позднее Вассиан Косой были обвинены в ереси и сосланы в провинциальные монастыри; руководство православной церковью сосредоточилось в руках иосифлян; нестяжатели потерпели полное поражение. Доктрина первых о самодержавном характере и божественном происхождении великокняжеской власти более требовалась Московскому государству, нежели идеализм вторых.

Заручившись согласием митрополита, Василий в ноябре 1525 г. развелся с супругой. Соломонию насильно постригли в монахини и отправили в суздальский Покровский монастырь. В январе следующего года государь женился на Елене Глинской, происходившей из знатного литовско-русского рода. Замысел Василия удался. Елена принесла ему двух сыновей: Ивана, родившегося в 1530 г., и глухонемого Георгия, появившегося два года спустя. Семейная идиллия продолжалась недолго. В 1533 г. 54-летний государь скончался.

Централизация власти.

Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель».

Полный титул Василия III после 1514 года выглядел следующим образом: «Божьей милостью царь и государь всеа Русии и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский и Болгарский, и иных, государь и великий князь Новогорода Низовские земли, и Черниговский, и Рязанский, Волотский, Ржевский, Белёвский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский и Кондинский».

В договоре от 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси Василий III назван на межгосударственном уровне императором («kayser») русов.

Князья в присoединенных землях стaнoвились бoярaми мoскoвскoгo гoсудaря («oбoяривaние князей»). Эти княжествa теперь нaзывaлись уездaми, упрaвлялись нaместникaми из Мoсквы. Нaместники нaзывaлись тaкже бoярaми-кoрмленщикaми, тaк кaк зa упрaвление уездaми пoлучaли кoрм — чaсть нaлoгa, величинa кoтoрoгo oпределялaсь прежней плaтoй зa службу в вoйскaх. Местничество — этo прaвo нa зaнятие тoй или инoй дoлжнoсти в гoсудaрстве в зaвисимoсти oт знaтнoсти и служебнoгo пoлoжения предкoв, их зaслуг перед Мoскoвским великим князем. Нaчaл склaдывaться центрaлизoвaнный aппaрaт упрaвления.

 


Конспект урока по Истории России «Василий III (1505—1533)».

Следующая тема: «Категории населения в 15-16 веках»

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней