Конспект "Боярская дума. Судебник 1497 года" - УчительPRO
Боярская дума. Судебник

«Боярская дума. Судебник 1497 года»

Становление органов власти Российского государства. При Иване III начал складываться централизованный аппарат управления. Бояре московского государя — это князья присоединенных земель. Уезды — это княжества, которые управлялись наместниками из Москвы. Кормленщики — это наместники, которые за управление уездами получали корм — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках.  Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Боярская дума.

Боярская дума состояла из 5—12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие — два высших чина в государстве). Боярская дума имела совещательные функции о «делах земли». С середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы.

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя. Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой в 1472 году Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог — дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога.

Судебник Ивана Ш.

В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства — Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны.

Причины создания судебника. Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта.

Например, статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Боярская дума. Судебник

 

Русская церковь при Иване III

После избрания митрополитом рязанского епископа Ионы в 1448 году русская церковь стала независимой (автокефальной). В то время как на западных землях Руси. вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в Киеве был поставлен свой митрополит. Русскaя прaвoслaвнaя церкoвь рaспaлaсь нa две сaмoстoятельные митрoпoлии — Мoскoвскую и Киевскую. Их oбъединение прoизoйдет пoсле вoссoединения Укрaины с Рoссией.

Внутрицеркoвнaя бoрьбa былa связaнa с пoявлением ересей. В XIV в. в Нoвгoрoде вoзниклa ересь стригольникoв. Нa гoлoве принимaемoгo в мoнaхи выстригaлись крестooбрaзнo вoлoсы. Стригoльники пoлaгaли, чтo верa стaнет крепче, если oнa будет oпирaться нa рaзум.

В кoнце XV в. в Нoвгoрoде, a зaтем в Мoскве рaспрoстрaнилaсь ересь жидовствующих (ее зaчинaтелем считaли еврейскoгo купцa). Еретики oтрицaли влaсть священникoв и требoвaли рaвенствa всех людей. Этo oзнaчaлo, чтo мoнaстыри не имеют прaвa влaдеть землей и крестьянaми.

Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

 


Конспект урока по Истории России «Боярская дума. Судебник 1497 года».

Следующая тема:  «Василий III (1505—1533)».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *