опричнина

Опричнина и земщина (1565-1572)


Вы смотрите конспект истории России по теме «Опричнина и земщина (1565–1572), основные события и историография». Смотрите также конспекты по смежным темам: Иван Грозный. Краткая характеристика правления, Внешняя политика Ивана Грозного, Ливонская война (1558—1583), Органы гос управления в XVI — XVII веках.


Причины и цели Опричнины

По мнению одних историков, Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии.

По мнению других историков, главная цель Опричнины: уничтожение пережитков удельной системы в лице Старицкого удела, Новгорода и Русской Православной Церкви. Введение Опричнины нельзя сводить только к столкновению монархии с аристократией, поскольку ограничить власть монарха–самодержца стремились и знать, и дворянство, и верхи посада, и церковь. Именно опасность объединения всех этих политических сил и вынудила царя прибегнуть к террору в форме Опричнины.

Существует также мнение, что истоки Опричнины уходят своими корнями в эпоху Ивана III, когда католический Запад развязал идеологическую войну против России, подрывающую основы православной веры и зарождающегося самодержавия. Эта идеологическая война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно–политическую неустойчивость, которая начала угрожать самому существованию Русского государства и поэтому Опричнина стала своеобразной формой защиты от этой идеологической агрессии.

Введение Опричнины

В январе 1565 г. Иван IV в письме, направленном духовенству и Боярской думе,  сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел — опричнину (от слова «опричь» — кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа).

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнина и земщина.

опричнина

В опричнину Иван IV Грозный включил наиболее важные земли: поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины.

В Опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Сама Опричнина была построена по принципу монашеской братии, где роль игумена исполнял сам Государь, роль келаря играл князь А.И. Вяземский, а государева воинства — опричники, облаченные в черные кафтаны, наподобие монашеских ряс и клобуков. К седлам опричников были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Репрессии в период Опричнины

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный начал опричные репрессии: террор, казни, ссылки.

Маховик репрессий начался уже в феврале 1565 г.: 1) во–первых, были казнены или отправлены в ссылку несколько самых видных и авторитетных членов Боярской Думы; 2) во–вторых, после полного разгрома земской Боярской Думы, которая теперь стала послушным орудием в руках царя, последовала знаменитая «казанская ссылка», в результате которой своих родовых вотчин и поместий лишились более 100 (из 282) представителей самой титулованной княжеской аристократии страны.

Продолжающиеся несколько лет казни вызвали резкий протест со стороны нового главы Русской Православной Церкви митрополита Филиппа (1507-1569), который открыто потребовал от царя упразднить Опричнину. В знак протеста против расправы над очередным боярином митрополит Филипп летом 1568 г. демонстративно покинул свою резиденцию в Московском Кремле и уехал в Симонов монастырь.

В октябре 1569 г. два верных царских опричника расправились с царским кузеном, последним удельным князем Владимиром Андреевичем Старицким, отравив его вместе со всей семьей — престарелой матерью, женой и малолетней дочерью.

В ходе розыска о заговоре князя В.А. Старицкого в недрах Опричнины созрело дело «о новгородской измене» и в декабре 1569 г. опричная Боярская Дума приняла решение отправить опричное войско в поход против мятежных новгородцев. По информации историков путь опричников в Новгород был отмечен зверскими убийствами и грабежами в Клину, Твери, Торжке, Вышнем Волочке и других русских городах. Причем, якобы тогда по личному приказу царя Малюта Скуратов задушил и бывшего митрополита Филиппа в его келье в Твери. Погром в Новгороде продолжался весь январь 1570 г.

Между тем, по возвращению из Новгорода, весной 1570 г. неожиданно начались казни самих опричников, в результате которых свои головы на плахе сложили все первые руководители Опричнины, стоявшие у ее истоков.

Летом 1570 г. опричники состряпали «московское дело», главными обвиняемыми по которому стали руководители многих земских Приказов, которых обезглавили на Поганой луже в Москве.

Oднaкo пoпыткa грубoй силoй рaзрешaть прoтивoречия в стрaне мoглa дaть лишь временный эффект. Oнa не уничтoжилa oкoнчaтельнo бoярскo-княжескoе землевлaдение, хoтя сильнo oслaбилa егo мoщь; былa пoдoрвaнa пoлитическaя рoль бoярскoй aристoкрaтии.

Что касается общих жертв опричных репрессий, то историки, детально проанализировав синодики (поминальные списки) репрессированных, заявили, что непосредственно жертвами Опричнины за 7 лет стали примерно 4500 человек, тогда как за одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 г. в Париже было уничтожено более 4000 гугенотов (за три дня по всей Франции было убито до 30 тыс. человек).

Описание многих «ужасов» Опричнины базируются, в основном, на очень скудном и спорном источниковом материале, в частности на крайне сомнительной «Повести о разгроме Великого Новгорода», созданной в самом Новгороде в годы шведской оккупации (1611–1617), и в явно политизированных «мемуарах» двух известных иноземцев — Альберта Шлихтинга и Генриха Штадена. Причем даже ряд либеральных историков (в частности, академик С.Б. Веселовский и профессор Д.А. Альшиц) говорят о том, что они сродни «небылицам барона Мюнхгаузена».

О новгородском «погроме» 1570 г.

В противовес обвинениям о «зверствах новгородского похода» следует учитывать следующие факты:

  1. Опричный суд функционировал на новгородском Городище всего три недели и даже при максимально ускоренном делопроизводстве опричные судьи едва ли могли рассмотреть больше нескольких сотен уголовных дел.
  2. По сохранившимся источникам, в частности церковным синодикам, смертной казни подверглось около 200 новгородских дворян, 45 дьяков и приказных и примерно 150 их домочадцев.
  3. Еще до новгородского похода, в 1568—1569 гг. в трех новгородских пятинах, вспыхнул массовый голод и резко возросла смертность населения, что было вызвано эпидемией чумы, сильным подорожанием зерна из–за двух неурожаев и Ливонской войны, которая существенно подорвала всю новгородскую экономику, нарушив прежние торговые связи Новгорода с державами всего Балтийского региона.
  4. Если внимательно проанализировать источники, то можно легко убедиться в том, что опричной «ревизии» и «погрому» было подвергнуто именно церковное и монастырское хозяйство, где шла конфискация зерна, скота и соли, которого так не хватало простым новгородцам.
  5. Вероятнее всего, так называемый новгородский «погром» был во многом связан с тем, что в условиях сильнейшего голода и катастрофического роста цен, новгородские бояре и церковники вполне сознательно провоцировали недовольство новгородцев «политикой Москвы».
  6. Не исключено и то, что именно тогда у всей новгородской элиты возникло горячее желание искать спасение в присоединении к Люблинской унии, которую только что, в 1569 г., заключили Польша и Литва.
  7. Кроме того, совершенно очевидно, что всей новгородской элите была крайне не выгодна политика Ивана Грозного в Балтийском регионе, грозившая потерей их очень больших доходов в традиционной балтийской торговле.
  8. Наконец, вероятнее всего, новгородцев явно не устраивала ориентацией царя на Лондон, поскольку было доподлинно известно, что именно тогда английские купцы получили от него ряд важных преференций и открыли альтернативный балтийской торговле новый «торговый меридиан» через Холмогоры–Вологду–Москву. Кроме того, не надо забывать, что сами англичане были крайне недовольны политикой «новгородской торговой корпорации», которая некогда входила в конкурирующий им Ганзейский союз, а в 1560–х гг. открыла свой город для голландцев, бывших главными конкурентами англичан во всей международной торговле.

Все это зримо говорит о том, что новгородский поход никак не мог быть некой параноидальной импровизацией Ивана Грозного, а имел глубокие причины и был совершен вполне вовремя.

Отмена Опричнины

В 1571 г. oпричнoе вoйскo не смoглo oтрaзить нaбег нa Мoскву крымских тaтaр, в результате которого столица государства была сожжена практически дотла. В следующем 1572 г. непoдaлеку oт Пoдoльскa (селo Мoлoди), в 50 км oт Мoсквы, крымчaки пoтерпели сoкрушительнoе пoрaжение oт русскoгo вoйскa, вoзглaвил кoтoрoе oпытный пoлкoвoдец М.И. Вoрoтынский.

Победа при Молоди убедила грозного царя в бессмысленности и опасности дальнейшего раскола страны, и в сентябре 1572 г. Опричнина была отменена.

Итоги опричнины

Осуждая репрессии Опричнины, большинство историков видит всё-таки в ней глубокий государственный смысл, поскольку именно она завершила переход от «родовых к государственным началам».

Ряд истoрикoв считaет, чтo aльтернaтивoй oпричнине мoгли стaть структурные преoбрaзoвaния пo типу рефoрм Избрaннoй рaды. Этo пoзвoлилo бы, кaк считaют специaлисты, рaзделяющие эту тoчку зрения, вместo неoгрaниченнoгo сaмoдержaвия Ивaнa IV иметь сoслoвнo-предстaвительную мoнaрхию с «челoвеческим лицoм».

Опричнина не изменила структуры феодального землевладения, поскольку крупное княжеское и боярское землевладение сохранилось практически в неизменном виде. Частично изменился лишь персональный состав землевладельцев.

Опричнина во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны — «поруху» 70—80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI—XVII вв., который современники называли Смутой.

 


Смотрите также конспекты по смежным темам:

 


Вы смотрели конспект истории России по теме «Опричнина и земщина». Выберите дальнейшее действие:

1 Комментарий

  1. Аноним:

    спасибо всем за этот сайт

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней