Революционное движение в Европе в XIX веке

Революционное движение в Европе в XIX веке.
Формирование идейно-политических течений

  Буржуазные течения

Развитие капитализма, рост классовой борьбы вызывали появление в XIX в. множества различных идеологических течений. Буржуазные экономические теории утверждали положения о том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Либеральные доктрины доказывали необходимость экономической свободы как обязательное условие развития хозяйства.

Среди философских течений выделялась теория позитивизма, отождествляющая капиталистические отношения с общественным прогрессом и всеобщим благом. Часть позитивистов видела в капитализме пороки, однако считала, что он сам постепенно совершенствуется и преобразуется в процветающее общество.

В XIX в. получил широкое распространение политический либерализм доказывающий, что экономическая модернизация общества должна быть дополнена политической и социальной модернизацией. Виднейшие его представители исходили из того, что государство призвано утверждать принципы демократии, народного суверенитета, свободу личности, ее политические и гражданские права.

Революционное движение в Европе в XIX веке

  Революционные движения

Буржуазным, либеральным направлениям противостояли революционные течения, среди которых следует назвать утопический социализм, заговорщическое течение бланкизм (анархизм). Среди этих течений большим влиянием пользовался утопический социализм. Резко критиковали капитализм, показывали его пороки и призывали к построению социалистического общества, основанного на плановом общественном производстве, справедливом распределении продуктов труда, прекращению войн.

Среди революционных теорий особое место занял возникший в 40-х гг. марксизм с его огромной притягательной силой. Маркс и Энгельс полагали, что утверждение общественной собственности обеспечит безграничное развитие производства, установит социальную справедливость и всеобщее изобилие. Государство рабочего класса, выполнив свои функции, превратится в ассоциацию самоуправляющихся общин – строй, который можно будет назвать коммунизмом. Марксизм быстро стал авторитетной политической силой и повел активную борьбу с другими политическими течениями за влияние на рабочий класс.

Для успешной борьбы рабочего класса с буржуазией, считали марксисты, нужна организация единомышленников, политическая партия. Первая марксистская организация была создана в 1847 г. в Германии – Союз коммунистов, программным документом которого стал написанный Марксом и Энгельсом «Манифест Коммунистической партии».

Процесс индустриализации Германии, приведший к резкому увеличению численности рабочего класса, активизировал рабочее движение. Коммунисты сумели возглавить борьбу рабочего класса. Центром мирового социалистического движения стала Германия. Общие цели борьбы рабочих всех стран ставили вопрос о создании международной организации социалистов.

  Интернационал

Возникший в Лондоне «Союз коммунистов» был мало кому известен. К тому же довольно жёсткая реакция европейских властей на революции 1848—1849 гг. испугала часть радикалов. Многие задумались о поисках иных, ненасильственных средств борьбы за права рабочих. В 1852 г. «Союз коммунистов» был распущен. Перед Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом и их сторонниками встала задача создать более эффективную и массовую организацию.

В сентябре 1864 г. прибывшая в Лондон делегация французских рабочих договорилась с английскими тред-юнионистами о создании международного союза рабочих. Маркс, работая над его программой, понимал, что ни французские, ни тем более английские рабочие не поддержат призывов к насилию. Поэтому необходимость завоевания рабочими государственной власти в программе подчёркивалась не так резко, как в «Манифесте». Больше говорилось о «политической борьбе».

Новая организация получила название «Международное товарищество рабочих». Но вскоре её чаще стали именовать просто по ключевому слову — Интернационал (от лат. inter — между и natio — народ).

1-й Интернационал

В 1864 г. был основан I Интернационал, объединивший не только марксистов, но и бланкистов, лассальянцев, прудонистов, тред-юнионистов. Это был ответ рабочих, беднейших слоев общества на интернациональную практику капиталистов.

Интернационал сумел создать секции в ряде стран, но никакой реальной работы они не вели. Лидеры I Интернационала время от времени собирались на конгрессы, которые проходили то в Англии, то в Бельгии, то в Швейцарии. На них, как правило, возникали споры между марксистами и сторонниками других течений внутри Интернационала.

Довольно быстро стало ясно, что I Интернационал фактически состоит из совершенно разных течений и групп. Пребывание их в одной организации было лишено всякого смысла. По сути дела, Интернационал был чем-то вроде международного дискуссионного клуба, причём даже не рабочего. Среди его руководителей преобладали юристы, врачи, журналисты, мелкие буржуа и пр. Летом 1876 г. на конференции в Филадельфии (США) было решено распустить I Интернационал.

II Интернационал, возникший в 1889 г., находился уже полностью на марксистской платформе. К концу XIX в. марксизм становится доминирующим течением в духовной жизни буржуазного общества.

 

К середине XIX в. утопические учения окончательно проявили свою несостоятельность и нежизненность. На смену им пришли учения радикальные, зовущие к насильственному переустройству общества. В то же время власти ряда стран, передовые общественные силы отдавали предпочтение мирному, эволюционному развитию. Несовместимость этих двух путей вела к противостоянию в обществе, к его расколу. Позднее, уже в XX в., это не раз приводило к трагическим последствиям.

 


Конспект урока «Революционное движение в Европе в XIX веке». Выберите дальнейшие действия:

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней