Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.
Отличие культуры Средних веков от античной культуры: сомнение вместо идеальной гармонии; приоритет сверхчувственного вместо реального; понимание красоты физической как отражение красоты духовной вместо (калокагатии) — «в здоровом теле — здоровый дух».
Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо — Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры. Она формировалась как целостность:
Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка. Город вторичен, он отвоевывал свое право на существование у монастыря и, прежде всего — у замка.
История Средневековья — это борьба:
Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечные площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей планировки. Исключение составляли городской замок, ратуша и соборы.
Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.
А. Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т.д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог — первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть — царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.
Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он должен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.
Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры — церкви и соборы романского и готического стилей. Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею святоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма — воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря — надгробный памятник Христу, купол и своды — символ неба и т.д.
Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские. К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в поэзии трубадуров, труверов и миннезингеров.
В. Культура народная. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М.М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная культура — антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.
Этапы развития средневековой культуры:
Особенность культуры варварских государств — слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.
Особенность романского стиля — господство церкви; создание монастырей — очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля — это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.
Особенность готики — развитие городов; появление новой социальной силы — горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».
Суть трех этапов — «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).
Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. Roma — Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).
Романский стиль — крепко стоящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и ясная, величие и гармония, рельефы и росписи напоминают идею греховности всего земного и Страшного суда.
В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям: (Августин 354 — 430 — путь к спасению души и истине — путь к порядку и числу, к понятию красоты. Свою теорию Блаженный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях). Идеи Августина нашли выражение, как в романском, так и в готическом стилях.
Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos — школьный) стремились систематизировать христианское учение и соответственно влияли на усиление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях — часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт — соответствует строгой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.
Основной вид искусства романского времени — архитектура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).
Состав замка:
Монастырские ансамбли — аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство — место молений, отрешенности от всего земного — от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.
Романский стиль не сумел преодолеть противоречие материального и духовного. Эту задачу разрешила готика.
Готический стиль — объединение архитектуры, скульптуры и живописи. Цветные витражи и одухотворенная скульптура, изысканные формы арок, удлиненных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульптур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).
В готической архитектуре осуществляется поиск конструктивных решений (стрельчатая арка, нервюры — ребра свода, аркбутаны — полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы — вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины). Общей идее космичности служит все своеобразие готического декора.
XIII-XIV в.в. — время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.
Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения (Фома Аквинский ок. 1227-1274, учение «томизм» — стремление примирить разум и веру. Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света и находит свое выражение в миниатюрах, в витражах).
Черты духовной культуры Средневековья:
Особенности культуры Средневековья:
Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: развиваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.
Конспект урока по всеобщей истории «Культура Средневековья».
Вернуться к Списку конспектов по Всемирной истории